1. У гражданина в собственности имеются земельные участки сельскохозяйственного назначения разрешенного вида использования для сельскохозяйственного производства. Какие могут быть последствия неиспользования земельного участка?

Ответ:

В соответствии с действующим законодательством неиспользование земельного участка даже в течении 1 полевого сезона (весенне-летний период) приводит к зарастанию его сорной растительностью, что является нарушением ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. 

Если земельный участок не используется более длительный период времени (от 3-х лет и более), то это является нарушением ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 0,3 % до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за данное правонарушение статьей 284 ГК РФ предусмотрено изъятие земельного участка у собственника.

 

2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания надзорного органа?

Ответ:

В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

3. Возможно ли строительство индивидуального жилищного дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства?

Ответ:

Учитывая экономическое значение использования сельскохозяйственных угодий, эти угодья имеют приоритет в использовании и подлежат в соответствии с п. 1 ст. 79 ЗК РФ особой охране. Поэтому, в силу того, что указанные земли являются особо охраняемыми для нужд сельского хозяйства, на них запрещено индивидуальное жилищное строительство.

 

4. Каковы полномочия отдела государственного земельного надзора?

Ответ:

Отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области осуществляет надзор в закрепленной сфере деятельности за исполнением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

д) предписаний, выданных по устранению нарушений в области земельных отношений.

Указанные полномочия осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 

5. Что делать собственнику земельного участка, если на его земле снимают и вывозят плодородный слой или копают траншеи, причиняя неудобства и убытки собственнику?

Ответ:

Несанкционированные работы, связанные с нарушением и уничтожением плодородного слоя почвы приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель, а в дальнейшем – к деградации земель и выводу их из сельскохозяйственного оборота.

Поэтому такие работы должны проводиться в строгом соответствии с законодательством, согласно приказу от 22 декабря 1995 года № 525 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

В случае выявлении нарушений, связанных с проведением земляных (вскрышных) работ на землях сельскохозяйственного назначения, любое лицо может письменно или через электронную приемную Управления обратиться с заявлением о данном факте для дальнейшего привлечения виновного лица к ответственности и приведении земельного участка в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования.

 

6.  Если свалка находится на землях сельскохозяйственного назначения, кто будет нести ответственность за эту свалку и по какой статье?

Ответ:

Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно статьи 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения несет собственник захламленного земельного участка, если участок зарегистрирован в установленном порядке.        

Если земельный участок относится к невостребованным землям, собственник земельного участка отсутствует, то ответственность за размещение свалки понесет администрация муниципального образования, на территории которого находится данный участок.

Административная ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, либо в случае выявления порчи земель от загрязнения отходами – частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

 

7. Земельный участок не используется, зарос сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Какие меры может принять Россельхознадзор?

Ответ:

Одно из главных направлений в работе Россельхознадзора - это выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и вовлечение их в сельхозоборот. Действующим законодательством предусмотрено привлечение к административной ответственности лиц, виновных в неиспользовании земель сельхозназначения – ч.2. ст.8.8 КоАП РФ.

Законодательством предусмотрены серьезные размеры штрафов за неиспользование земель, в зависимости от кадастровой стоимости участков, но не менее 3000 рублей на граждан, 50000 рублей на должностных лиц, 200000 рублей на юридических лиц. Более того, Управление выдает предписания на устранения выявленных нарушений, и в случае их невыполнения возможно изъятие неиспользуемых участков у недобросовестных собственников. Следует отметить, что в отношении неиспользуемых земель применяется повышенная ставка земельного налога – 1,5% вместо 0,3%. 

Земельный участок из земель сельхозназначения может быть принудительно изъят у собственника, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Принудительное изъятие земельного участка у собственника инициируется Управлением Россельхознадзора, если, нарушение не устранено в срок, установленный предписанием Управления.

 

 

8. Вправе ли Управление Россельхознадзора согласовывать проект рекультивации земельного участка

 

Ответ:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» проект рекультивации земельного участка согласованию с Россельхознадзором не подлежит.

В соответствии с письмом Министра экономического развития Российской Федерации от 16.11.2011 № Д23-4729 проект рекультивации нарушенных земель подлежит согласованию с Росреестром. В связи с этим, проект рекультивации земельных участков, расположенных на территории Оренбургской  области, подлежит согласованию с Управлением Росреестра по Оренбургской области (г.Оренбург, ул. Пушкинская, д.10).

Мероприятия по рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

9. В 2016 году изменился порядок изъятия земельных участков сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению. В чем смысл нововведений?  

 

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» срок, по истечении которого сельскохозяйственный земельный участок может быть изъят у собственника, в случае его неиспользования по назначению, сокращен с пяти до трех лет.

Установлено, что в случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, подает в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.

Установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением и (или) если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока.

Установлено также, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2017 года.

 

10. Имеет ли собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения право отказаться от него?

Ответ:

Проблема необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время в российском обществе стоит как никогда остро. Собственники таких участков подчас забывают об их особо охраняемом, приоритетном статусе.

Следует напомнить, что земля является объектом гражданско-правового оборота, и ей можно распорядиться в рамках действующего законодательства.

Часто используемыми способами распоряжения продолжают оставаться заключение договора купли-продажи или же договора аренды. Следует отметить, что имеется и менее распространенный способ, использующийся в случае невостребования земельного участка. Речь идет об отказе от земли.

В соответствии со ст.53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Согласно п.1.1 ст.19 этого же правового акта, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

 

11. Я приобрел земельный участок сельскохозяйственного назначения. Могу ли я построить на участке дом для проживания в нем и ведения подсобного хозяйства?

Ответ: 

Нет, не можете. Согласно статье  77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.  В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

 

12. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания органа?

Ответ:

В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 

13. Может ли Россельхознадзор поспособствовать в наведении порядка в сфере землепользования на землях садоводческих некоммерческих товариществ, отсутствии на территории СНТ установленных мест сбора мусора, что привело к созданию несанкционированных свалок. 

Ответ:

Данные земельные участки не входят в компетенцию Россельхознадзора.

В соответствии с пп. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 02 января 2015 года №1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Согласно ст. 1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г., «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство,
ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пп. «г» п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением правительства РФ от 02.01.2015 года №1, надзор за соблюдением требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

 

14. Обязаны ли арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения проводить ахрохимическое обследование полей перед применением агрохимикатов?

Ответ: 

Статья 8 ФЗ РФ от 16.07.1998 г.  № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»  устанавливает обязанность по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения арендаторов наравне с собственниками.

Пункт 2.19 СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2010 г. N 17) применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий.

Пункт 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" предусмотрено, что охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов.

 

15. Какова периодичность проверок владельцев земельных участков в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности?

Ответ:

С 2017 года Россельхознадзором в части земельного надзора в качестве пилотного проекта реализуется риск-ориентированный подход при планировании надзорной деятельности. 
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица к определенным категориям риска причинения непосредственного вреда почвам как объекту охраны окружающей среды. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 №1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".
Риск-ориентированный подход будет применяться при планировании проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в рамках государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

Постановлением установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.

В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска, периодичность проведения плановых проверок установлена не чаще чем один раз в три года.

Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет.
В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

 

16. Почему после проверки на моем земельном участке был повышен земельный налог с 0,3 % до 1,5 %?

Ответ:

Согласно ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, землепользователям необходимо соблюдать одновременно два условия: земельный участок должен быть отнесен к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использовать земельный участок для сельскохозяйственного производства.

Однако если земельный участок не используется по целевому назначению и Управлением Россельхознадзора представлены в налоговый орган материалы, свидетельствующие о нарушении земельного законодательства, то при налогообложении такого земельного участка налог исчисляется по повышенной ставке (до 1,5 процентов от кадастровой стоимости участка).

Таким образом, землепользователи помимо административного наказания в виде штрафа, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, несут дополнительную ответственность за неиспользование по назначению земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» в виде повышенной ставки земельного налога.